Статья "Стратегии и технологии воспитания социально компетентной личности дошкольника в условиях ДОУ"

Клуб педагога-психолога

Статья "Стратегии и технологии воспитания социально компетентной личности дошкольника в условиях ДОУ"
Социальное воспитание — одно из направлений современного дошкольного образования. Дошкольный возраст – самая благодатная пора для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Именно на этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, ребенок получает первые уроки взаимодействия с другими людьми. У кого-то все получается гладко, а некоторые испытывают трудности. Данная статья раскрывает пути и способы формирования социально успешной личности дошкольника в условиях дошкольного учреждения.

СТРАТЕГИИ И ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СОЦИАЛЬНО КОМПЕТЕНТНОЙ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОУ.

Новопавловская Юлия Александровна

педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11» г. Мичуринск.

«Для того чтобы человеку хорошо прожить жизнь, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, ему надо понимать, что такое он сам и тот мир, в котором он живет. Этому учили во все времена самые мудрые люди всех народов». Эти слова принадлежат перу великого русского писателя и мыслителя Л.Н. Толстого. И они не потеряли своей значимости до сегодняшнего дня.

Социальное воспитание — одно из направлений современного дошкольного образования. Дошкольный возраст – особая страница в жизни человека и самая благодатная пора для вхождения ребенка в мир социальных отношений. Это есть момент рождения личности. Именно на этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, ребенок получает первые уроки взаимодействия с другими людьми. Кто-то открыт миру, доброжелателен, ответственен, доверчив и полон любопытства. А у кого-то не все получается гладко. Отклонения от оптимального взаимодействия с самим собой, с социумом вызывают социально неуверенное, неадаптированное поведение. В последнее время психологам в системе образования все чаще и чаще приходится отвечать на вопросы родителей и педагогов: что делать, если ребенок дерется, употребляет оскорбительные слова, малоинициативен и боится на занятиях отвечать на вопросы, замкнут и избегает контактов или не может усидеть на месте и 10 минут, если он недисциплинирован и требует к себе повышенного внимания? Подобные трудности существенно сдерживают приобретение детьми навыков общения, служат источником непонимания, неприятия со стороны окружающих, что ведет к дисгармонии в мироощущении и в итоге оказывает разрушающее воздействие на здоровье ребенка в целом. Дело в том, что ребенок, прежде всего, оценивает себя «глазами» социума. И какова его самооценка – отраженная оценка социума – таков и его социальный статус, возможность взаимодействовать с социумом, оптимальность адаптационных характеристик и, по сути, таково его психическое здоровье.

Проблема социализации личности в истории отечественной педагогики всегда была актуальной, об этом свидетельствуют исследования известных педагогов, таких, как В.С.Мухина, А.П.Петровский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, Н.Ф.Талызина. В их работах отмечается, что развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на нее, создавая для этого психолого-педагогические условия — через содержание учебных предметов и адекватные ему технологии и методики. Основной результат эффективной социализации, по мнению большинства ученых — научение воспитанников быть продуктивными членами общества, приобщение их к правам, социальным ролям и обязанностям, хорошая адаптация к социальной среде, интеграция в жизнь общества.

Социально компетентное поведение обеспечивает ребенку адекватное отношение к позитивным и негативным ситуациям. Его характеризуют следующие факторы:

1.Умение проявить волю, принять собственное решение. Прогнозирование всех последствий ситуаций как проявление рефлексии.

2.Выбор рационально обоснованного поведения: понимать и правильно принимать социальный сигнал; умение самокритично и рефлексивно наблюдать, оценивать собственное поведение; контролировать свое состояние и освобождаться от социального страха в общении с другими.

3.Умение управлять блокирующими чувствами (ненависть, агрессия, гнев), переформировывать их в продуктивную форму поведения, вычленять затрудняющие поведение факторы и устранять их.

4.Проявлять самоутверждающее поведение и реализовывать его без агрессивного самоутверждения, и не за счет других. Предоставлять другому возможность сформировать свои представления и аргументы.

5.Адекватно воспринимать и интерпретировать похвалу. В общении с другими не занижать и не завышать самооценку.

6.Узнавать конфликтную или близкую к ней ситуацию, развивать стратегию ее устранения. Искать различные возможности удовлетворения различных притязаний.

Как же в условиях ДОУ обеспечить гармоничное развитие, помочь детям приобрести уверенность, сформировать социальные способности и навыки?

Прежде всего, для успешной реализации задач социального воспитания педагогам необходим высокий уровень профессиональной компетентности. Это и знание возрастных особенностей периода дошкольного детства, понимание причин отклоняющегося поведения, владение методами, приемами, технологиями, позволяющими эффективно взаимодействовать с детьми с теми или иными особенностями поведения. Продумывать виды и формы педагогической деятельности, в том числе специальные -занятия, формирующие уверенность в себе, чувство собственного достоинства, чувство общности и радости от успешного результата в совместном действии. Формирующие позитивное отношение к миру, понимание эмоционального состояния окружающих людей, потребность в сопереживании, выработку положительных черт характера, привитие навыков правильного поведения и т.п. Здесь можно использовать моделирование и анализ заданных ситуаций, чтение художественных произведений, техники психоэмоционального контроля, беседы и многое другое. Педагогу необходимо убедить детей в том и показать на примере, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность правильно оценить других и выразить себя через общение – является путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Помогать ребенку встать на путь социального успеха педагоги могут уже с раннего детства, когда ведущей деятельностью преимущественно является еще предметная. Различные манипуляции с предметами, обогащение сенсорного опыта, развитие тактильных, зрительных и др. ощущений позволяют детям лучше ориентироваться в окружающем пространстве, больше осознавать себя в нем, что дает уверенность в действиях. Развитие функции восприятия ведет за собой все остальные процессы, являясь основой для формирования всех психических функций.

Реализация технологий развития социального успеха в последующие периоды дошкольного детства должна проводиться, прежде всего, через совместную игровую деятельность детей, в ходе которой создаются условия для повышения эффективности взаимодействия. Играя, дети вступают в контакт с другими детьми, учатся объединяться, договариваться, спрашивать, обращаться с просьбой, объяснять, излагать собственное мнение, слушать другого и следовать определенным правилам. Главная задача – в процессе общения развить социальные способности и помочь приобрести опыт. Именно в игре и совместной деятельности происходит ориентация ребенка на сверстника. Пережив радость, единство в совместных действиях, ребенок начинает стремиться к общению, пробуждая и в других эти чувства. Для достижения эффекта в работе необходимо опираться на внутреннюю активность ребенка, учитывать его интересы, стремление к познанию нового, на подражание как врожденный механизм развития.

Позитивный процесс изменения ребенка в игре не происходит автоматически. Он возможен, если взрослый эмоционально сопереживает ребенку, принимает его установки и выражает искреннюю веру в возможности ребенка, создает атмосферу взаимопонимания.

Преследуя цели воспитания успешной личности, в том числе в аспекте социального развития, педагогам необходимо при взаимоотношениях с детьми избегать оценок личности и характера ребенка. Нельзя навешивать ярлыки и отдавать негативные приказы. Осторожно следует относиться и к похвале – она должна быть не прямой, оценивающей, а описательной, касаться только деятельности ребенка. Похвала, не соответствующая представлению ребенка о себе, расходящаяся с реальностью, может быть воспринята как насмешка либо как способ манипуляции со стороны взрослых, как их неискренность. Избыток похвалы подкрепляет внутреннюю неуверенность ребенка в себе. Необходимо избегать и высказываний с целью воздействия на поведение ребенка: приказаний, распоряжений, угроз, предупреждений, нотаций, наставлений, поучений. Не следует также прибегать к утешениям и успокаиваниям подобного плана («не переживай», «не стоит расстраиваться из-за этого»), так как это будет способствовать уходу от контакта с ребенком.

Побуждая детей к сотрудничеству, педагогу важно избегать советов, готовых рецептов и рекомендаций, но нужно быть помощником в поисках выхода из проблемной ситуации. Повысить педагогическую компетентность в вопросах общения помогут техники: активное слушание, «Я-высказывание», техника разрешения конфликтных ситуаций.

Необходимо сформировать следующую внутреннюю позицию по отношению к ребенку:

Нужно хотеть услышать ребенка.

Нужно желать быть полезным ребенку в обретении уверенности в себе, а не заставлять действовать по вашему желанию.

Нужно быть готовым принять чувства ребенка и нужно искренне верить в его возможности самому разрешить свои проблемы.

Ребенка необходимо воспринимать как самостоятельную личность.

Нельзя добиться успешности без создания благоприятного психологического климата. Для поддержания психологически комфортной обстановки следует:

при общении находиться на расстоянии 40-70 см от детей в позиции лицом к лицу, на уровне глаз детей. Взгляд взрослого должен быть заинтересованным;

улыбаться ребенку, использовать ласковые, мягкие интонации, говорить не очень громко и не слишком быстро;

эмоционально поддерживать детей, со вниманием относиться к инициативным высказываниям, доброжелательно реагировать на действия ребенка. Повторение высказываний ребенка «слово в слово», более полное описание испытываемых им чувств и переживаний будут говорить ребенку о принятии его взрослым;

быть всегда в хорошем настроении и расположении духа, проявлять внимание и терпение.

Таким образом, для нормального развития каждый ребенок нуждается в том, чтобы он находился в атмосфере любви и психологического благополучия. Если этого нет, ребенок испытывает негативные переживания, осознавая или не осознавая их, что отражается на его развитии. Ребенок воспринимает любовь окружающих его людей физически, интеллектуально, эмоционально. И если он недополучает ее по какому-либо каналу, то это подталкивает его к инфантильному поведению, к неадекватным защитным поведенческим реакциям, формируя социальный страх в разных его формах – беспокойство, тревогу, вину, гнев, т.е. то, что называется социальной неуверенностью.

Чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе – положительную Я-концепцию, которая определяется тремя факторами:

чувством собственной значимости;

уверенностью в способности к какому-либо виду деятельности, т.е. осознанием собственной компетенции;

убежденностью в импонировании другим людям.

Каждый ребенок стремится к одобрению со стороны других людей. В раннем и дошкольном возрасте такой значимой группой выступают члены семьи. Очевидным и неоспоримым является факт, что большинство детей с социально некомпетентным поведением – выходцы из семей с неустойчивым стилем воспитания, для которого чаще всего характерны резкая смена методов воздействия на ребенка, противоречивость требований, запретов и санкций родителей в отношении поведения детей. Поэтому здесь со стороны педагога необходима организация комплексной работы, включающей не только работу непосредственно с детьми, но и с социумом, окружающим ребенка — это культурно-просветительская деятельность с семьями воспитанников. Родители – это «профессия» педагогическая, но часто им не хватает элементарных психолого-педагогических знаний, они не всегда умеют правильно вести себя в той или иной ситуации. Очень важно, чтобы родители относились к ребенку как к достойному члену семьи, что сформирует в нем чувство собственной значимости. Например, в первой половине дошкольного детства у ребенка наблюдается новая форма общения со взрослыми – сотрудничество в познавательной деятельности. Дети испытывают острую потребность в уважении старших, проявляя повышенные чувства к отношению взрослого. Поэтому именно в этот период важно серьезное отношение взрослого к вопросам детей. Для успешного социального, эмоционального развития ребенка важно, чтобы и внутри семьи существовало уважение, взаимопонимание, сопереживание, взаимопомощь, поддержка и доверие. Именно родители в большей степени формируют личность ребенка, определяя для него нравственные нормы и стандарты поведения. Работа педагога с родителями должна быть направлена на знакомство с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития детей, формирование потребности в знаниях и желание использовать их в работе с ребенком.

Таким образом, изучение проблемы социального развития и воспитания социально успешной личности позволяет сделать следующие выводы:

дошкольный возраст является сензитивным периодом в социальном развитии человека;

социальное развитие детей дошкольного возраста осуществляется в актуальной разнонаправленной деятельности по освоению предметного мира и мира отношений между людьми;

социальное развитие осуществляется как в ходе стихийного влияния социальных факторов, так и в целенаправленном, организованном педагогическом процессе;

эффективность развития социально успешной личности предопределяется стратегией комплексного подхода, включающей в себя гибкое чередование и комбинирование методов, приемов и видов педагогической деятельности.

Литература:

1.Аммосова В.В. Развитие общения у дошкольников. Пособие для восп. д/садов и родителей. — Якутск: Бичик, 1995.

2. Вайнер М.Э. Игровые технологии коррекции поведения дошкольников. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

3. Власова О.В. Формирование социально-адаптированного поведения дошкольников: Сб. выступлений педагогов-психологов г. Мичуринска на научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка муниципального образования», 2008г.

4. Детский сад и семья: современные формы взаимодействия: Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Т.П.Елисеева; Под ред. М.М. Ермолинской. — Мн.: Лексис, 2004.

5. Мудрик А.В. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Сластенина. — М.: Академия, 2002.

6. Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

7. Социализация дошкольника через игру: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Авт.-сост. Т.В.Пятница. — Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2004.

8. Смолярчук И.В. Проблемы детства (психологическая помощь при нарушениях эмоционально-личностного развития): учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТОИПКРО, 2004.

9. Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!