Статья на тему: "Хочу играть"

Статья на тему: "Хочу играть"
Музыка окружает нас с рождения. Дети, которые просят своих родителей отдать их учиться в музыкальную школу, уже сразу заявляют, что они очень тяготеют к творчеству. А творчество — это потребность в самовыражении. Педагог определяет путь развития ребёнка — его потребности и возможности. Контакт с инструментом становится средством самовыражения. В развитии ученика заложено понимание музыки, подключается интеллект, контролирующий все действия ученика, направленные на восприятие силы звука, чистоты, скорости действия, обретение музыкальной идентичности ( своего стиля игры).

В наше время музыкальное образование детей носит довольно
массовый характер. Приходя в музыкальную школу, ребёнок с самыми обычными
данными, очень хочет научиться играть. Родители ребёнка тоже хотят приобщить
его к музыке, чтобы он смог овладеть навыками игры на инструменте. На этом
этапе желание научиться играть настолько велико, что нужно очень «трепетно» и
вдумчиво подойти к процессу обучения. Само обучение должно быть радостным и
посильным, а иначе, если постижение азов музыкального искусства будет сопряжено
с непомерной затратой усилий, то интерес к занятиям у ребёнка постепенно
угаснет. Дети, приходя в музыкальную школу, сразу хотят играть и «гасить» это
желание не стоит. Чтобы у ребёнка всегда оставался интерес к занятиям, нужно
грамотно начать заниматься. Сначала стоит показать несколько клавиш и вместе с
педагогом начать исполнять несложные пьески в 4 руки, то есть играть в
ансамбле. Да, сразу играть! У ребёнка наступит чувство восторга и инструмент
станет его «другом». Учитывая большой интерес к игре в ансамбле, к этому виду
музицирования и несомненную его пользу, этот вид работы нужно продолжать на
всём этапе обучения, вплоть до окончания музыкальной школы. Эта форма работы
подразумевает не только владение определёнными навыками игры, но ещё даёт ощущение
партнёрства, ведь одновременная игра двух человек в 4 руки – это возможность
выстроить взаимоотношение не только с педагогом, но и с другими учениками, с
которыми он в дальнейшем будет играть в ансамбле. Музыка не только учит
светлому, доброму, прекрасному, но и способствует здоровой перемене в поведении
ребёнка. Педагог помогает ребёнку в
выстраивании понимания взаимоотношений с другими людьми.
Довольно часто в
музыкальную школу приходят дети, которые ещё не знакомы ни с нотной грамотой,
ни с игрой на инструменте. Иногда, это
даже лучше. Всегда проще начинать с «чистого» листа. Этим деткам рекомендовано
начать обучение с донотного периода. Сюда входят и подбор по слуху (подбор
простейших попевок), и слушание музыки в исполнении педагога (желательно с
пояснительной беседой). Выдающийся советский педагог Г.Г.Нейгауз писал: «Прежде
чем начать учиться на каком бы то ни было инструменте, обучающийся – будь это
ребёнок, отрок или взрослый – должен уже духовно владеть какой – то музыкой:
так сказать, хранить её в своём уме, носить в своей душе и слышать своим слухом».
Поэтому первые же уроки должны быть посвящены, прежде всего, развитию
музыкального слуха ребёнка и формированию навыков восприятия музыки.
С первого урока педагогу
необходимо регулярно знакомить ученика с различными музыкальными
произведениями, обогащать запас его музыкальных впечатлений, учить слушать и
сопереживать музыку, способствовать её осмысленному восприятию. Развитие
восприятия музыки и формирование музыкально – слуховых представлений – один из
важнейших методов обучения игре на музыкальном инструменте.
Убедившись в том, что малыш:
— слышит высокие и низкие звуки;
— слышит движение мелодии вверх и вниз;
— хорошо знает строение клавиатуры ( расположение верхнего,
среднего и нижнего регистров фортепиано, деление на октавы, названия клавиш);
— имеет представление о том, что мелодия складывается из
различных длительностей и имеет определённый метроритм;
— владеет навыками звукоизвлечения третьими пальцами каждой
руки,
можно приступить к изучению нотной грамоты и игре по нотам.
При этом нельзя забывать, что подбор по слуху и транспонирование, и дальше остаётся важнейшим фактором развития
музыкального слуха ученика.
В работе
появляются первые пьески, очень простые, состоящие из 2-х -3-х нот и
исполняются только одним пальцем каждой руки ( сначала 3-им, позже 2-м и
наконец, 4-м). Постепенно в игру включаются чередующиеся 2, 3, 4 пальцы, а
позже 1 и 5. Длительности нот – четвертные, половинные, целые. Все пьески
исполняются non legato.
Нецелесообразно переходить к игре legato прежде, чем ребёнок не научиться правильно опираться на
каждый палец. Недоработки первого этапа обучения ( например, «лежачие» 1-й и
5-й пальцы) могут пагубно сказаться в дальнейшем. Поэтому нужно включать в
работу каждый палец постепенно, а для этого даётся большое количество пьес,
исполняемых non legato.
Главная музыкально – художественная задача этого периода – научить ребёнка при
игре non legato
слышать связь между звуками – мелодию, которую они составляют. Если ученик
услышит, как один звук «переходит» в другой, то это послужит предпосылкой
перейти к исполнению legato.
Выработав естественное погружение разных пальцев в клавиатуру, можно перейти к
игре legato. Так как
связное исполнение даёт возможность увеличить и скорость движения, то
одновременно с развитием навыка игры на legato, вводятся и более мелкие длительности – восьмые и
шестнадцатые.
Когда пальцы
ученика достаточно окрепнут и почувствуют клавиатуру, а рука станет более
послушной и гибкой, можно использовать пьески, по своему характеру требующие
исполнения staccato.
Игра двумя руками одновременно –
новый этап в развитии ученика. Если этому предшествовала систематическая работа
по музыкально – слуховому и пианистическому воспитанию ребёнка, то этот этап
будет естественно воспринят учеником. В последующих произведениях все
полученные навыки закрепляются и развиваются на более сложном материале.
Большое значение в развитии
музыкального мышления ребёнка имеют пьесы полифонического склада. К слышанию
самостоятельности голосов в их взаимодействии следует приучать ребёнка на
простейших примерах: сначала – перекличка голосов, затем небольшой канон, а
после этого пьесы с элементами полифонии, требующие независимости рук и умения
слышать всю фактуру произведения.
Педагог должен постоянно
знакомить своих учеников с самыми разными произведениями, так как слушание
музыки учит детей понимать её, обогащает запас музыкальных впечатлений,
развивает художественный вкус и тем самым способствует более успешному
овладению игры на фортепиано.
Благодаря научно – техническому
прогрессу, современным возможностям, ученикам стоит предлагать слушать выступления
как маленьких виртуозов, так и заслуженных мастеров исполнительского искусства.
Ученик должен понимать, что для того, чтобы развиться до определённого уровня, нужно
долго и старательно трудиться.
Список литературы:
1. Г.Нейгауз. Об искусстве фортепианной игры. М.,1982, с.11.
2. И.Лещинская. Малыш за роялем.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+14
10:33
713
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!