Методическая разработка урока ОРКСЭ "Семья"

Методическая разработка урока ОРКСЭ "Семья"
Урок составлен по учебнику А. Л. Беглова, Е. В. Саплиной «Основы религиозных культур и светской этики. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы», Просвещение, 2010.

Тема: «Семья».
Цели:
формировать осознание ценности семьи в жизни каждого человека, через знакомство с отношением традиционных религий к семье.
Задачи:
выяснить
• значение семьи для каждого человека;
• как традиционные религии относятся к семье;
формировать умение
• слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каж¬дого иметь свою собственную;
• излагать своё мнение и аргумен¬тировать свою точку зрения и оценку событий;
Оборудование:
мультимедиапроектор, компьютер, презентация к уроку, экран, учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.
Оформление: рисунки, сочинения «Моя семья», «Традиции моей семьи», пословицы и поговорки о семье, высказывания великих людей о семье, выставка семейных фотографий.

Ход урока
I. Организация деятельности учащихся (4 мин).
Слайд 1
— Здравствуйте, ребята. Вы уже знаете, что наш сегодняшний урок посвящён самому дорогому, что есть у человека – семье. Послушайте гимн семье.
Звучит песня «Гимн семьи в исполнении группы «Инь-Ян», слова песни появляются на слайдах:
Слайд 2
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
Слайд 3
И дом молитвой освященный
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Слайд 4
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Слайд 5
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства
Страны моей, моей России.
Слайд 6
Семья — источник изначальный,
Небесным ангелом хранимый.
И грусть, и радость, и печали —
Одни на всех, неразделимы.
Слайд 7
Припев:
Слайд 8
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни Господь очаг семейный,
Любовь любимых охрани.
Слайд 9
Припев.
II. Подготовка к изучению нового материала (7 мин)
1. Беседа о понятии «семья» и его значении для человека.
— У каждого человека своё понимание семьи. А как вы понимаете это слово? Что такое семья? Для чего она нужна человеку? А знаете ли вы, что делает семью крепкой? (Предположения детей).
2. Словарная работа.
— С давних времён на Руси большое значение придавалось различным числам. Вот и слово «семья» содержит одно из таких чисел. В семье мы проживаем большую часть жизни, которая должна приносить нам радость.
Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников.
Слайд 10.
Её основные признаки:
а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,
б) совместное проживание в одном помещении,
в) общий совместный бюджет.
3. Покровители семьи в России.
Рассказ учителя.
Слайд 11.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.
Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.
Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.
Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.
Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.
Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.
III. Изучение нового материала (15 мин)
— Прочитайте текст учебника на с. 74-75 и узнайте, как традиционные религии относятся к семье.
Класс делится на 4 группы: каждой группе рассмотреть отношение к семье разных религий
1 группа: христианство
2 группа: ислам
3 группа: буддизм
4 группа: иудаизм.
Подведение итогов самостоятельной работы: выслушивание ответов в группах.
Слайд 12.
Иудаизм
В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.
Христианство
Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых сам Бог благословляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.
Буддизм
В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи — это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.
Ислам
Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».
– Как вы понимаете это выражение?
IV. Закрепление (10 мин).
1. Тест «Незаконченное предложение».
Слайд 13.
Дополните предложения:
1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью».
2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым.
3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать».
4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь.
5..В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств
6. Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой
7. Брак в исламе считается … обязательством перед Богом
8. Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.
2. Создание эмблемы семьи в группах.
Слайд 14. (На слайде правила создания эмблемы).
Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи. Составьте эмблему в группе. Обоснуйте выбор символов.
V.Итог урока (2 мин).
– Почему в православии семью называют малой Церковью?
– Как должны жить люди в христианском браке?
– Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?
– В чём состоит значение брака в буддизме?
VI. Рефлексия (1,5 мин).
– Что самое интересное было в уроке?
– О чём вам хочется рассказать друзьям?
VI. Домашнее задание (0,5 мин).

— Узнайте о традициях в вашей семье.

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
Доп. файл материала:
0
13:09
809
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!