Конспект НОД "Осень, осень на Руси"

Конспект НОД "Осень, осень на Руси"
Педагогические ориентиры:
o Расширить и закрепить у детей знания о датах народного календаря, явлениях происходящих в природе осенью.
o Продолжить знакомить с бытом, традициями, культурой русского народа.

Коррекционно-образовательные задачи:

oАвтоматизировать ранее нарушенные звуки в связной речи.

oУпотреблять относительные прилагательные.

oЗакрепить навыки согласования существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.

oЗакрепить навыки звукового и слогового анализа и синтеза слов.

oРазвивать связную речь.

oЗакрепить эпитеты и сравнение в связной речи.

oФормировать навыки слогового чтения.

oРазвивать мимические мышцы лица.

Коррекционно-развивающие задачи:

oРазвивать высшие психические функции (внимание, память, мышление, воображение).

oРазвивать умение соотносить речь и движение (стихи, поговорки, игры, хоровод).

Коррекционно-воспитательные задачи:

oВоспитать уважение, любовь, интерес к народному творчеству.

oПриобщать детей к народному творчеству через поговорки, игры, хороводы, народные костюмы и окружающие предметы.

oРазвивать коммуникативные функции речи.

oВоспитывать трудолюбие, любознательность.

Закончилось лето, подходит к концу осень. Много старинных праздников и обычаев отмечал русский народ. Некоторые из них забылись, а некоторые отмечаются в народе и по сей день, давайте сегодня вспомним о них.

Дети: На завалинках, в светелке слайд – 2

Иль, на бревнышках каких

Собирались посиделки

Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели слайд – 3

Иль под светлый небосвод –

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

Русский хоровод «Во поле березка стояла» входят дети и садятся на стульчики

Ведущий: Ребята подскажите словечко:

Если на деревьях листья пожелтели, слайд –4

Если в край далекий птицы улетели

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года….(осенью) зовется.

Ребята давайте вспомним некоторые осенние дни из народного календаря.

Дети: Вслед за августом приходит,

С листопадом хороводит

И богат он урожаем,

Мы его, конечно, знаем! (Сентябрь) слайд – 5

Ведущий: Конечно же это сентябрь. Как называется в сентябре день, когда заканчивался сбор грибов?

Дети: Этот день назывался – Тит Грибник.

Ведущий: Когда был последний сбор урожая лука?

Дети: Последний сбор урожая лука был в Луков день.

Ведущий: Кто знает поговорке о сентябре?

Дети: Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре синица просит осень в гости. В сентябре и лист на деревне не держится. В сентябре – одна ягода, да и та горькая рябина.

Ведущий: А почему так говорят? Холоден сентябрь, да сыт.

Дети: Становится холодно, люди собрали урожай овощей (слайд – 6), фруктов (слайд – 7), ягод (слайд – 8), грибов (слайд – 9), хлеба (слайд – 10).

Ведущий: Что же мы можем приготовить из даров природы? слайд – 11

Мы можем: выжать сок, приготовить начинку для пирогов, сделать салат, сварить суп.

Давайте приготовим для наших гостей угощенье. Каждый приготовит свое блюдо.

Возьмите карточки и расскажите кто, что будет готовить.

Дети: Я приготовлю начинку для пирогов – ягодную, фруктовую, грибную, овощную.

Сделаю салат – фруктовый, овощной, грибной.

Сварю суп – из овощей- овощной, из грибов- грибной.

Сварю варенье – яблочное, малиновое, грушевое.

Выжму сок – овощной: томатный, морковный, капустный…

Выжму сок – фруктовый: яблочный, грушевый, сливовый…

Ведущий: Молодцы! Присаживайтесь на лавочки.

Как в старину называли сентябрь?

Дети: В старину сентябрь называли – ревун, осенины, хмурень.

Дети: Слезки капают из тучи –

Плачет дождик певучий,

Хмурой осени художник –

Хлюпает по лужам…(дождик) слайд – 12

Ведущий: Почему сентябрь в старину – называли хмурень?

Дети: Осенью часто идут дожди и стоит хмурая погода.

Ведущий: Покажите как мы с вами умеем хмуриться – мимическое упражнение «Солнышко – дождик».

А про что можно сказать – хмурая: погода, осень

— хмурый: день, человек, вечер

— хмурое: небо, утро, лицо (игра с мячом)

Вот и закончился сентябрь.

Дети: Все мрачней лицо природы:

Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился,

Что за месяц к нам явился? (Октябрь) слайд – 13

Ведущий: А в старину еще говорили: «Пришел к нам октябрь-батюшка, привел с собой праздник Покров.

Дети: Вот так чудо чудеса –

Пожелтели все леса,

Осень землю покрывает

Пестрым праздничным ковром –

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом.

Ведущий: Мы знаем, что само название Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, и люди заканчивали все полевые работы.

А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете? слайд – 14

А поможет нам волшебный экран.

Дети: Маленькое дело лучше любого безделья. слайд – 15

У плохой пряхи нет для себя рубахи. слайд – 16

Без труда – не поймаешь и рыбки из пруда. слайд – 17

Игра «Собери поговорку» — дети читают части поговорок и собирают целую поговорку.

Сделай дело – гуляй смело.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Делано наспех – сделано на смех.

Ведущий: Молодцы!

Выходи честной народ,

Не пыли дорожка.

Выходи скорей сюда

Поиграть немножко.

Физкультминутка-логоритмика: импровизация движений в такт стихотворению.

У Миланьи у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей и все без бровей (руками провести по бровям)

С такими ушами (разводят руки в стороны)

С такими глазами (пальцы в колечко перед глазами)

С такой головой (смыкает руки над головой)

С такой бородой (движение рук от подбородка вниз с наклоном)

Ничего не ели (приседают на корточки, руки подпирают подбородок)

На нее глядели. Делали вот-так.

Ведущий: А еще, Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где рассаживались в избе на посиделки? Отгадайте загадку:

Наша барыня-сударыня

Толста и бела.

Щей да каши наварила.

Пирогов нам напекла.

Дети: Это печка.

Ведущий: Для чего нужна: для тепла, чтобы готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна.

Дети: Печь в избе складывает печник.

Ведущий: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения?

Дети: В сказках «Гуси лебеди» слайд – 19

«По щучьему велению…» слайд – 20

Ведущий: Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?

Дети: Печная утварь это то, что помогает хозяйке у печи.

Ведущий: Я загадаю загадки, а вы должны узнать этот предмет. (Дети отгадав загадку, находят предмет около печи).

Помогаю я хозяйке

Ухватить чугунок жаркий. (Ухват)

Поправить топку поможет ловко

Помощница огня,

Трудяга…(Кочерга)

Варят суп во мне и щи,

Ты в печи меня ищи. (Чугунок)

Ведущий: Интересно, что-же нам в чугунке приготовила хозяйка?

А вот и подсказка.

Хозяйка варила овощи, а какой овощ угадайте, посмотрев на схему.

слайд – 21

-фонематический анализ, синтез слова КАПУСТА

-сколько звуков, слогов в слове капуста? –назовите гласные, глухие согласные; характеристика 5 звука

Уберите первый слог – что получится? ПУСТА. В чугунке пусто.

Ведущий: Чем лучше всего топить печь?

Дети: Лучше всего топить печь дровами.

Ведущий: Да, без дров изба не топиться, а дрова надо наколоть

Логоритмика:

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Я колю, колю дрова

Колю дрова на улочке

Гори, гори жарче печь.

Будут дети блины печь.

А теперь надо сложить дрова в поленницу.

В первую поленницу –поленья на которых название картинок состоит из 1 слога, во вторую из 2 слогов, в третью из 3 слогов. (корж, блин; бублик, калач, сушки, пышки; пироги, рогалик, баранки, каравай)

Ведущий: Всем известно, что подружки

-Мастерицы петь частушки.

Приготовьте-ка ладошки,

Аплодируй от души,

Чтоб веселые девчушки

В гости к нам сейчас пришли.

Частушки

Настал батюшка – Покров,

Настала нам гуляночка.

Скоро-скоро нам сыграет

Звонкая тальяночка.

Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть,

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

Как по осени ломала

Красную калинушку,

Во полях снопы вязала

Надломила спинушку.

Ведущий: Вот и пришел последний месяц осени.

Дети: Поле серо-белым стало.слайд – 22

Падает то дождь, то снег

А еще похолодало –

Льдом сковало воды рек.

Мерзнет в поле озимь ржи.

Что за месяц подскажи (Ноябрь)

Ведущий: А по народному календарю, как называли ноябрь?

Дети: Ноябрь в народе называли – грудень, полузимник.

Ведущий: Кто стоит там у ворот? Кто же в гости к нам идет?

Входит – Матрена Зимняя.

Здравствуйте ребята, вы меня узнали?

Да, я Матрена – как зима ядрена. слайд – 23

Зима встает на ноги, морозы налетают.

А какие поговорки вы знаете про меня? слайд – 24

Дети: Если в этот день гусь войдет на лед, то будет еще плавать по воде. (картинка на экране)

Иней – урожай овса (слайд – 25), дождь – пшеницы (слайд – 26). Каков иней на деревьях, таков и цвет на хлебе будет (слайд – 27).

Матрена: На горушке – избушка,

Живет в ней старушка.

Сидит на печи, жует калачи.

Давайте и мы с вами из теста приготовим калачи. слайд – 28

Дети из теста делают калачи.

Матрена собирает все калачи на поднос, благодарит. А я для вас и гостей приготовила баранки.

Дети поют: Ах, качи, качи, качи – напекли мы калачи.

Напекли мы калачи с пылу, с жару из печи.

Матрена Зимняя:

Гостям рада, что пришли,

Для нас времечко нашли,

Были здесь у нас забавы,

Представления на славу.

Мы потешать вас спешили,

Может быть и рассмешили.

И вернулись как во сне,

К нашей русской старине.

На этом наши посиделки подошли к концу

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+1
20:04
56
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!