Рабочая программа по обществознанию для 8 класса

Рабочая программа по обществознанию для 8 класса
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.

Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.

Курс «Обществознание» интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся старшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.

Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:

-развитие личности в ответственный период социального взросления человека, её познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; развитие нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

-воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закреплённым в Конституции РФ;

-освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

-овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;

— формирование опыта применения полученных знаний для решений типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; в межличностных отношениях, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевыхкомпетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются:

• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;

• выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:

— использование элементов причинно-следственного анализа;

— исследование несложных реальных связей и зависимостей;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта;

— выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

— поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;

— объяснение изученных положений на конкретных примерах;

— оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;

— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.

Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Используемыевиды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущийконтроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу изученному за курс 8 класса

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.

Содержание курса

Тема 1. Личность и общество

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя. Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей. Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека. Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии. Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

В результате изучения обществознания ученик должен:

знать/понимать:

— социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

— сущность общества как формы совместной деятельности людей;

— характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

уметь:

— описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

— сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

— объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

— приводить примеры социальных объектов определённого типа; социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

— оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

— осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носители (СМИ, учебный текст и т. д.),

— различать в социальной информации факты и мнения;

— использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

— полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

— общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

— нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

— общей ориентации в актуальных в актуальных общественных событиях и процессах;

— нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

— реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

— первичного анализа и использования социальной информации;

— сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Литература и учебно-методическое обеспечение:

Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой;– М.: Просвещение, 2010.

Обществознание. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей для общеобразоват. учреждений (Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др.); под ред. Л. Н. Боголюбова;– М.: Просвещение, 2011.

Обществознание. 8 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений (О. А. Котова, Т. Е. Лискова),. – М.: Просвещение, 2010.

Авторскаяпрограмма под редакцией Л. Н. Боголюбова,

Декларация прав ребёнка

Конвенция ООНо правах ребёнка

Конституция РФ

ПрутченковА. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: методи­ческие разработки социально-психологических тернингов. — М.: Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тес­ты и психотехнические упражнения для подростков и старше­классников. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

ПрутченковА. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга. — М.: Международная педагогическая академия, 1998.


Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Тема урока

Дата

Дата

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители.

Информационное сопровождение

Д/З

По плану

Фактич.

1

Введение

Человек в обществе

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что изучает курс обществознания?

Объяснение смысла терминов урока: обществознание, человек, общество.

Задание на объяснение терминов. Решение познавательных задач.

Повторить термины

с.4-5

2

Личность и общество

Быть личностью

3

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Человек. Индивид. Личность. Жизненные ценности и ориентиры. Становление личности.

Объяснение смысла терминов урока: человек, индивид, личность, мировоззрение, адаптация, видуализация, интеграция. Аргументировать своё отношение к проявлению человека как личности вне общества. Анализировать социальную ситуацию. Соотносить мировоззрение и жизненные ценности. Называть признаки человека, характеризующие его как личность и как индивидуальность. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.1 с.6-13

Общество как форма жизнедеятельности людей

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что мы называем обществом. Основные сферы жизни общества. Ступени развития общества.

Объяснение смысла терминов урока: общество, сферы жизни общества, социальные нормы, ступени развития общества. Сравнивать соц. нормы в форме дозволения, предписания, запрета. Аргументировать изменение в жизни людей. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапо­ставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.2 с.14-20

Развитие общества

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Изменчивость и стабильность. Реформы и реформаторы. Развитие человечества в XXI в. Глобальные проблемы человечества.

Объяснение смысла терминов урока: стабильностьизменчивость, реформы, человечествоглобализация революция. Высказывать свою точку зрения о процессе развития общества. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов.Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.3 с.20-28

3

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личность и общество»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Человек – существо биосоциальное. Отношения между людьми. Современный мир.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины.

Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант. Решение познавательных и творческих задач.

Повторить термины и понятия

4

Сфера духовной культуры

Сфера духовной жизни

7

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Духовная сфера общества. Культура личности и общества. Развитие культуры в современной России.

Объяснение смысла терминов урока: сфера жизни, духовная сфера, культура личности, культура общества, современность. Объяснять связь культуры общества и культуры человека. Характеризовать особенности культуры современной России. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.4 с.29-37

Мораль

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Мораль. Нравственность. Основные ценности и нормы морали. Добро и зло.

Объяснение смысла терминов урока: мораль, нравственность, добро, зло, справедливость, нормы морали, гражданственность. Объяснять назначение морали для людей. Характеризовать признаки морали. Давать оценку гуманизму как высшей моральной ценности. Определять поступки, в которых проявляется любовь к ближнему. Сравнивать патриотизм и гражданственность. Анализировать социальные ситуации. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.5 с.37-45

Долг и совесть

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что такое долг. Долг общественный и долг моральный. Совесть.

Объяснение смысла терминов урока: долг, ответственность, совесть. Анализировать социальные ситуации. Высказывать своё понимание контроля и оценивания исполнение долга. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.6 с.45-52

Моральный выбор – это ответственность

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Моральный выбор. Свобода – это ответственность. Моральные знания. Анализ собственных помыслов и поступков.

Объяснение смысла терминов урока: мораль, моральный выбор, свобода, ответственность, честь, сострадание. Анализировать социальные ситуации. Объяснять свободу выбора. Сравнивать свободу и ответственность. Характеризовать ответственное и безответственное поведение. Высказывать своё отношение к гарантии выполнения морального долга.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.7 с.53-59

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и моральный выбор»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Мораль и моральный выбор человека.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческиетермины.

Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант, решение познавательных задач.

Повторить термины и понятия

Образование

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Приоритетность образования. Образование в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования.

Объяснение смысла терминов урока: образование, воспитание, обучение, знания, умения, навыки. Анализировать социальные ситуации. давать объяснение приоритетности образования. Анализировать значимость образования в информационном обществе. Называть основные качества человека информационного общества. Называть основные элементы образовательной системы РФ

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.8 с.59-67

Наука в современном обществе

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что такое наука? Нравственные принципы труда ученого. Возрастные роли современной науки.

Объяснение смысла терминов урока: наука, факты, теории, методы, законы, гипотезы, теории. Анализировать документы и социальные ситуации. Характеризовать науку как особую систему знаний. Объяснять роль науки в современном обществе. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.9 с.67-75

Религия как одна из форм культуры

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Особенности религиозной веры. Роль религии в жизни общества. Религиозные организации и объединения Свобода совести и вероисповедания

Объяснение смысла терминов урока: религия, вера, молитва, обряды, секта, церковь, атеизм, свобода совести. Давать объяснение принципа свободы совести и вероисповедания. Знать функции религии. Перечислить основные виды религиозных организаций.Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.10 с.75-83

5

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сфера духовной жизни»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Культура человечества. Современное образование. Религиозные вера.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных и творческих задач.

Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант.

Повторить термины и понятия

6

Экономика

Экономика и ее роль в жизни общества

12

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Потребности и ресурсы. Свободные и политические блага. Экономический выбор и альтернативная стоимость.

Объяснение смысла терминов урока: потребности, ресурсы, блага, производство, потребление, выгода. Анализировать документы и социальные ситуации. Объяснять как экономика зависит от объема и направленности потребностей. Показывать как определяется альтернативная стоимость выбора. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.11 с.84-91

Главные вопросы экономики

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Нужно ли регулировать производство. Что производить Как производить Для кого производить экономическая система и ее функции. Типы экономических систем.

Объяснение смысла терминов урока: экономика, производство, традиционная экономика, рыночная экономика, командная экономика, смешанная экономика. Анализировать документы и социальные ситуации. Находить решение противоречию между ограниченностью ресурсов и ростом потребностей людей. Сопоставлять способы координации экономического выбора в различных экономических системах. Объяснять особенности функционирования основных экономических систем.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.12 с.92-100

Собственность

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Имущественные отношения. Собственность и ее формы. Защита прав собственности.

Объяснение смысла терминов урока: имущество, собственность, владение, распоряжениеиспользование, физические и юридические лица. Анализировать документы и социальные ситуации. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.13 с.101-107

Рыночная экономика

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Рынок и условия его функционирования. Спрос и предложение на рынке. Рыночное равновесие.«Невидимая рука» рынка.

Объяснение смысла терминов урока: рыночная экономика, конкуренция, спрос, предложение, рынок, рыночное равновесие, главный принцип рынка. Объяснять действие спроса и предложения. Давать оценку принципа «невидимой руки рынка». Объяснять механизм установления равновесной цены. Анализировать документы и социальные ситуации. Называть функции рынка.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.14 с.107-114

Производство – основа экономики

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Главный источник экономических благ. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.

Объяснение смысла терминов урока: производство, отрасль экономики, товар, услуга, земля, информация, капитал, предпринимательство, разделение труда, специализация. Объяснять роль производства в экономике. Объяснять значение разделение труда и специализации. Анализировать документы и социальные ситуации. Называть условия перехода «продукт-товар».Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.15 с.115-123

Предпринимательская деятельность

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Роль предпринимательства в экономике. Цели фирмы и ее основные организационно-правовые формы. Фирма. Частное предприятие Товарищество. Акционерное общество. Малое предпринимательство.

Объяснение смысла терминов урока: Предпринимательство, экономическая свобода, фирма, организационно-правовые формы, ИЧП, товарищество, АО, МП. Знать отличия предпринимательской деятельности от других форм хозяйствования. Называть функции предпринимательства. Называть цели фирмы. Сравнивать организационно-правовые формы предпринимательства. анализировать документы и социальные ситуации. Составлять сравнительную таблицу

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.16 с.123-132

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика и ее роль в жизни общества»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Экономика и ее роль в жизни общества.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных и творческих задач.

Тестирование, решение кроссворда и познавательных задач, терминологический диктант

Повторить термины и понятия

Роль государства в экономике

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Зачем экономике государство. Почему мы платим налоги. Государственный бюджет.

Объяснение смысла терминов урока: государство, экономика, налоги, бюджет, дефицит, профицит. Систематизировать материал, составлять схему, таблицу. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать необходимость рынка для государства. Называть круг экономических проблем, регулируемых государство. Называть государственные способы воздействия на экономику.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.17 с.132-140

Распределение доходов

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Доходы граждан и прожиточный минимум. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.

Объяснение смысла терминов урока: совокупный доход, прожиточный минимум, потребительская корзина, неравенство доходов, перераспределение доходов, социальные выплаты, социальное обслуживание, МРОТ. Анализировать документы и социальные ситуации. Объяснять причины неравенства людей и их доходов. Анализировать невозможность устранения неравенства в доходах. Объяснять экономические меры государства по социальной поддержке. Давать общую оценку социальным программам и адресной помощи. Называть источники доходов населения

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.18 с.140-147

Потребление

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Семейное потребление Страховые услуги. Экономические основы прав потребителей.

Объяснение смысла терминов урока: потребление: производственное и непроизводственное, сбережения, расходы: обязательные, произвольные, страхование, Фонд социального страхования, суверенитет потребителя. Анализировать документы и социальные ситуации. Объяснять, что влияет на объем и структуру потребительских расходов. Объяснять связь между доходом и потребление. Давать оценку степени благосостояния граждан. Анализировать возможность школьника вносить личный вклад в совокупный доход семьи. Давать оценку защиты прав потребителя. Называть виды страховых услуг.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.19 с.147-154

Инфляция и семейная экономика

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Номинальные и реальные доходы. Формы сбережения граждан. Банковские услуги.

Объяснение смысла терминов урока: инфляция, номинальный, реальный доход, сбережения, процент, банковский и потребительский кредит, личный заём. Анализировать документы и социальные ситуации. Объяснять рост цен в рыночной экономике. Объяснять разницу между номинальным и реальным доходом. Систематизировать материал, составлять таблицу. Называть влияние инфляции на доходы. Называть формы сбережения граждан. Называть назначение потребительского кредита

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.20 с.155-163

Безработица, ее причины и последствия

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Безработица – спутник рыночной экономики. Причины безработицы Последствия безработицы Роль государства в обеспечении занятости.

Объяснение смысла терминов урока: безработица, занятость, спад производства. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать статистические данные. Объяснять экономические и социальные последствия безработицы. Составление таблицы «Последствия безработицы». Называть причины безработицы. Называть категории занятых и безработных. Уметь определять уровень безработицы в стране

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.21 с.163-171

Мировое хозяйство и международная торговля

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Мировое хозяйство. Внешняя торговля. Внешнеторговая политика. Обменные курсы валют.

Объяснение смысла терминов урока: мировое хозяйство, ЕС, ВТО, МВФ, внешняя торговля, международное разделение труда, протекционизм, фритредерство, валютный курс, фиксированный и биржевой курс. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать статистические данные. Объяснять выгоды стран от участия в международном разделении труда. Анализировать условия изменения обменного курса валют.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.22 с.171-180

7

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Экономика»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Государство и экономика. Экономическая деятельность.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных задач.

Тестирование, решение кроссворда и познавательных задач, терминологический диктант

Повторить термины и понятия

8

Социальная сфера

Социальная структура общества

4

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Социальная структура общества. Социальная мобильность Многообразие социальных групп. Социальные конфликты.

Объяснение смысла терминов урока: социальная структура общества, страта, социальная мобильность: горизонтальная, вертикальная, статус, социальные группы, социальный конфликт; локальный, глобальный. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать статистические данные. Выделять признаки и причины соц. Неравенства. Анализировать роль соц-х конфликтов в развитии общества. Систематизировать материал, составлять таблицу «Многообразие социальных групп». Называть признаки страты. Называть признаки и виды соц-х групп

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.23 с.181-190

Социальные статусы и роли

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Социальная позиция человека в обществе. В поисках себя. Отцы и дети. По признаку пола.

Объяснение смысла терминов урока: социальный статус [предписанный, достигаемый, прирожденный], социальная роль, гендер. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать статистические данные. Объяснять, что определяет статус человека. Сравнивать статусы. Анализировать статусные позиции молодых в обществе. Объяснять закрепление гендерных ролей

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.24 с.190-198

Нации и межнациональные отношения

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Отношения между нациями. Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения.

Объяснение смысла терминов урока: этническая группа, нация, национальная гордость, межнациональный конфликт. Анализировать документы и социальные ситуации. Сравнивать понятия «нация» и «этнос». Объяснять значение нац-х традиций. Анализировать заинтересованность народов в сотрудничестве. Объяснять опасность межнациональных конфликтов. Высказать своё мнение о мерах по предотвращению конфликтов. Называть нормы по вопросам развития наций и нац. отношений в законах России

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.25 с.198-206

Отклоняющееся поведение

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Отклоняющееся поведение.Алкоголизм и наркомания.

Объяснение смысла терминов урока: отклоняющиеся поведение [позитивное и негативное], социальные нормы, алкоголизм, наркомания. Анализировать документы и социальные ситуации. Анализировать статистические данные. Проследить связь между понятиями «социальная норма» и «отклоняющееся поведение». Аргументировать причины и вред алкоголизма и наркомании для человека, общества. Приводить примеры позитивного отклоняющегося поведения.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа по таблице. Работа со схемами. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных и творческих задач.

Презентация. Таблицы. Схемы. Плакаты.

П.26 с.206-214

9

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Социальная сфера»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Социальные позиции людей. Структура человеческого общества. Отклоняющееся поведение.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение познавательных и творческих задач.

Тестирование, решение кроссворда и познавательных и творческих задач, терминологический диктант

с.214-215

10

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в обществе»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Личность и общество. Духовная культура. Социальная сфера.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение задач.

Выбрать необходимую информацию.

Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант.

Повторить термины

34

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+3
18:02
731
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!