Рабочая программа по обществознанию для 7 класса

Рабочая программа по обществознанию для 7 класса
Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.
Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе следующих документов:

Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент) базового уровня.

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

Примерная образовательная программа основного общего образования по обществознанию, рекомендованная к использованию Министерством образования и науки РФ.

Программы основного общего образования по обществознанию Л. Н. Боголюбова, помещенная в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений», Москва «Просвещение», 2010.

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения.

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основаны на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, прав, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;

формированиюопыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;, межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защиты правопорядка в обществе.

Рабочая программа учитывает актуальные задачи развития в подростковом возрасте:

— освоение «нового тела», физиологическая и психологическая полоидентичность;

— развитие абстрактного мышления;

— приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

— приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола;

— становление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке;

— выработка жизненной философии, системы ценностей.

Содержание курса способствует интеллектуальному развитию учащихся, гуманизации личности, формированию жизненной стратегии личности подростка, развитию познавательных способностей учащихся. В рабочей программе используется региональный компонент, он формирует потребность у школьников в изучении культуры родного края, желании узнать о жизни знаменитых людей

На начало учебного года учащиеся 7 класса знают характерные черты и признаки основных сфер жизни общества, содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения, умеют описывать основные социальные объекты, выделять их существенные признаки, приводить примеры социальных отношений; деятельности людей в различных сферах.

Примерная программа выполняет две основныеф у н к ц и и.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;
  • групповая;
  • индивидуальная.

Используемыевиды контроля: текущий, промежуточный и итоговый.

Текущийконтроль позволяет видеть процесс становления умений и навыков, заменять отдельные приемы работы, вовремя менять виды работы, их последовательность в зависимости от особенностей той или иной группы обучаемых. Текущий контроль осуществляется в виде устного и письменного опроса, тестирования, выполнения практических заданий.

Промежуточный контроль проводится после цепочки занятий, посвященных какой-либо теме или блоку. Формами промежуточного контроля являются тесты, тематические сообщения, рефераты, соответствующие этапу обучения.

Итоговый контроль осуществляется в виде итогового тестирования по материалу изученному за курс 7 класса

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стан­дарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учеб­ных часа (1 час в неделю).

Содержание курса

Тема 1. Человек и другие людей.

Межличностные отношения. Чувства — основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.

Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Тема 2. Человек и закон.

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Милиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Тема 3.Человек и экономика.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство. Основное организационно-правовые формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Тема 4. Человек и природа.

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Не исчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой.

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) ученик 7 класса должен

Знать/понимать:

• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

• сущность общества как формы совместной деятельности людей;

• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.

Уметь:

• объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);

• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

• первичного анализа и использования социальной информации.

Литература и учебно-методическое обеспечение

Обществознание. 7 класс / Под ред.Боголюбова Л.Н, Ивановой Л.Ф.М: Просвещение, 2009.

Котова О.А, Лискова Т.Е. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. М: Просвещение, 2009.

Боголюбов и др. Обществознание. Методическое пособие для учителя. М: Просвещение, 2006.

Поздеев А. В. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. К учебно-методическому комплекту Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М: ВАКО, 2009.

Методические рекомендации по курсу «Обществознание».7 кл. под. ред. Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение. 2006 год.

О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществоведение. Человек, право, экономика: 7 класс.

Авторскаяпрограмма под редакцией Л. Н. Боголюбова,

Декларация прав ребёнка

Конвенция ООНо правах ребёнка

Конституция РФ

ПрутченковА. С. Свет мой, зеркальце, скажи...: методи­ческие разработки социально-психологических тернингов. — М.: Новая школа, 1996.

Прутченков А. С. Наедине с собой: психологические тес­ты и психотехнические упражнения для подростков и старше­классников. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

ПрутченковА. С. Школа жизни: методические разработки социально-психологического тренинга. — М.: Международная педагогическая академия, 1998.


Календарно-тематическое планирование

Раздел программы

Тема урока

Дата

Дата

Кол-во часов

Тип урока

Форма урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля. Измерители.

Информационное сопровождение

Д/З

По плану

Фактич.

1

Человек и другие люди

Отношения между людьми

5

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Какие отношения называются межличностными. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений.

Объяснение смысла терминов урока: отношения, межличностные отношения, чувства, стереотип, антипатия, симпатия, товариществознакомство, приятельство, дружба. Знать: какие отношения называются межличностными. Называть виды межличностных отношений. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечатьнапо­ставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.1 с.8-19

Ты и твои товарищи

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Какие бывают группы. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Что можно, чего нельзя и что за что бывает. О поощрениях и наказаниях. С какой группой тебе по пути.

Объяснение смысла терминов урока: группа, малая группа, лидер, групповые нормы, поощрения, наказание, санкции. Знать: какие бывают группы; группы, которые мы выбираем; кто может быть лидером.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов.Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.2 с.19-31

Зачем люди общаются

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что такое общение. Каковы цели общения. Как люди общаются. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово-серебро, молчание-золото».

Объяснение смысла терминов урока: общение, потребности, речь, речевое общение, неречевое общение, сверстники. Знать: что такое общение; каковы цели общения; как люди общаются; особенности общения со сверстниками.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.3 с.32-43

Почему нужно быть терпимым

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Как возникает межличностный конфликт. Семь раз отмерь. Конфликт разгорается. Как не проиграть в конфликте.

Объяснение смысла терминов урока: конфликт, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, инцидент. Знать: что такое конфликт; как возникает межличностный конфликт; как правильно слушать; правила успешного общения в конфликте через посредника.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции.

П.4 с.43-56

2

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и другие люди»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Культура общения. Межличностные отношения. Конфликты.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решать познавательные и творческие задачи.

Тестирование, решение кроссворда терминологический диктант. Решение задач.

Повторить термины и понятия

3

Человек и закон

Что значит жить по правилам

11

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Многообразие правил. «Привычка свыше нам дана…». Правила этикета и хорошие манеры.

Объяснение смысла терминов урока: правило, социальные нормы, привычка, ритуал, обряд, церемония, этикет, манеры. Уметь называть различные виды правил; приводить примеры индивидуальных и групповых привычек; объяснять, зачем в обществе существуют правила этикета. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Таблица. Картинные репродукции.

П.5 с.58-68

Права и обязанности граждан

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Права человека. Кто и как обеспечивает твои права. Где проходит граница твоих прав. Нет прав без обязанностей.

Объяснение смысла терминов урока: право, Декларация, пакт, обязанности. Знать: как права человека связаны с его потребностями; какие группы прав существуют; что означает выражение «права человека закреплены в законе»; что определяет границу прав человека. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечать напоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.6 с.68-77

Почему нужно соблюдать законы

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Закон устанавливает порядок в обществе. Закон стремится установить справедливость. Закон устанавливает границы свободы поведения.

Объяснение смысла терминов урока: закон, общество, справедливость, свобода. Знать, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.7 с.78-86

Защита Отечества

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Долг и обязанность. Зачем нужна регулярная армия. Военная служба.

Объяснение смысла терминов урока: долг, обязанность, защита Отечества, регулярная армия, военная служба, военкомат, военная присяга. Объяснять, что защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина; почему нужна регулярная армия; в чем состоит обязательная подготовка к военной службе; в чем отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; каковы основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.8 с.86-96

Что такое дисциплина

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Дисциплина общеобязательная и специальная. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Объяснение смысла терминов урока: дисциплина, воля, самовоспитание. Знать, что такое дисциплина, какая она бывает; каковы последствия нарушения дисциплины. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.9 с.97-108

Виновен – отвечай!

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Закон наказывает.

Объяснение смысла терминов урока: закон, противозаконное поведение, законопослушный человек, наказание. Знать, кого называют законопослушным человеком, в чем коварство мелкого хулиганства, признаки противоправного поведения, особенности наказания несовершеннолетних; что такое правонарушение, каковы его признаки.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.10 с.109-118

Кто стоит на страже закона

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

На страже закона. Суд осуществляет правосудие. Милиция.

Объяснение смысла терминов урока: закон, прокуратура, суд, милиция, ФСБ, таможня, адвокат, нотариат, завещание, наследники, детективы, лицензия, правосудие, презумпция невиновности Знать, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, какие органы называются правоохранительными; какие задачи стоят перед судом; что такое милиция, какие задачи решает криминальная милиция, какие задачи решает милиция общественной безопасности; какие службы и подразделения существуют в МОБ; как работают подразделения по делам несовершеннолетних.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.11 с.118-128

4

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и закон»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Социальные нормы. Дисциплина. Правоохранительные органы. Соблюдение законов. Защита Родины.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческиетермины. Решение творческих и познавательных задач.

Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант

Повторить термины

5

Человек и экономика

Экономика и ее основные участники

10

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что такое экономика. Зачем нужна экономика. Основные участники экономики.

Объяснение смысла терминов урока: экономика, производство, распределение, обмен, потребление, технология, экономический продукт, производительность труда, потребитель, производитель. Знать, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики; что общего и в чем различия экономических интересов производителей и потребителей; как взаимосвязаны основные участники.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.12 с.130-137

Золотые руки работника

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Дело мастера боится. Из чего складывается мастерство работника. Труд и зарплата. Количество и качество труда.

Объяснение смысла терминов урока: мастер, квалификация труд, заработная плата. Знать, из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника; чем объяснить то, что одни люди более успешны в поиске работы, чем другие. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.13 с.138-152

Производство: затраты, выручка, прибыль

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что и как производить Затраты производства. Все ли выгодно производить

Объяснение смысла терминов урока: производитель, производство, затраты, разделение труда, прибыль, капитал. Знать, какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.14 с.152-161

Виды и формы бизнеса

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что такое бизнес. Виды бизнеса. Формы бизнеса.

Объяснение смысла терминов урока: бизнес, бизнесмен, кредит, акция. Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.15 с.162-169

Обмен, торговля, реклама

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Зачем люди обмениваются. Торговля и ее формы. Реклама-двигатель торговли.

Объяснение смысла терминов урока: рынок, товар, стоимость, цена, торговля, ассортимент, реклама. Знать, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю; почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.16 с.170-179

Деньги, их функции

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Как деньги стали деньгами. Функции денег. Деньги меняют обличие.

Объяснение смысла терминов урока: деньги, цена, монета, банкнота, ассигнации, банк. Знать, как деньги стали деньгами; функции денег. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.17 с.179-189

Экономика семьи

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Ресурсы семьи. Что такое семейный бюджет. На что семьи тратят деньги. «Без нужды живет, кто деньги бережет».

Объяснение смысла терминов урока: семья, ресурсы, семейный бюджет, расходы, доходы. Знать, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.18 с.190-198

6

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и экономика»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Экономика. Производство и бизнес. Деньги и торговля.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение задач.

Выбрать необходимую информацию.

Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант.

Повторить термины

7

Человек и природа

Воздействие человека на природу

4

2

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Самое громкое слово. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая. Загрязнение атмосферы. Загрязнение воды и почвы.

Объяснение смысла терминов урока: экология, природа, природные ископаемые, экологический кризис, атмосфера, загрязнение.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.19 с.200-212

Охранять природу – значит охранять жизнь

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Что значит относиться к природе по-человечески. Тяжелые последствия безответственности. Экологическая мораль.

Объяснение смысла терминов урока: экология, браконьер, безответственность, экологическая мораль. Знать, что значит относится к природе по-человечески; тяжелые последствия безответственности; экологическая мораль. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Картинные репродукции.

П.20 с.213-222

Закон на страже природы

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы

Природа нуждается в охране. Что подлежит охране. Что может сделать гражданин для защиты природы.

Объяснение смысла терминов урока: закон, охрана природы, защита природы. Знать, что природа нуждается в охране; что подлежит охране; что может сделать гражданин для защиты природы.

Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, работать самостоятельно, отвечатьнапоставленные вопросы, строить связанный рассказ.

Задание на объяснение терминов. Устный опрос. Самостоятельная работа. Работас текстом учебникапо заданиям. Работа с рубриками параграфа. Решение познавательных задач.

Презентация. Плакаты. Схемы. Карта. Картинные репродукции.

П.21 с.223-235

8

Повторение

Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек и природа»

1

Контроль и оценка полученных знаний

Урок-практикум

Экология. Экологическая мораль. Охрана и защита природы.

Определить необходимый ответ из ряда предложенных. Объяснить обществоведческие термины. Решение задач.

Выбрать необходимую информацию.

Тестирование, решение кроссворда и задач, терминологический диктант.

Повторить термины

34

Просмотр содержимого публикации
Скачать файл публикации
+1
16:59
934
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!

Войти с помощью